Текущее время: Вт сен 29, 2020 20:10




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 409 ]  На страницу Пред.  1 ... 23, 24, 25, 26, 27, 28  След.
 Новости Космонавтики 
Автор Сообщение
Самый Флудер.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 06, 2004 12:25
Сообщения: 2948
Откуда: Столица Земного Содружества!
Сообщение 
Звезда-часы стала настоящей загадкой для астрофизиков
Астроном Ларю Лефевр (Laure Lefevre) из университета Монреаля (University of Montreal) и его коллеги из других стран опубликовали результат исследования необычной звезды под номером WR123, из которого ясно, что ничего с этим странным объектом не ясно.
Международная команда астрономов использовала для наблюдения за этой звездой канадский микроспутник "Микровариации и осцилляции звёзд" (Microvariability & Oscillations of Stars — MOST), располагающий миниатюрным (главное зеркало — размером с блюдце) прецизионным телескопом.
WR123 расположена на расстоянии 19 тысяч лет от Земли, она в десять раз массивнее Солнца и каждую секунду выбрасывает в космос 100 триллионов тонн газа.
Она относится к так называемым звёздам Вольфа-Райе — объектам, отличающимся сложным, нерегулярным характером изменения их яркости.
Однако свет от WR123 меняется очень сильно и одинаковым образом — каждые 10 часов. "Найти "часы" в звезде такого типа, как WR123 — это словно откопать Розеттский камень астрономических исследованиях массивных звёзд", — заявил Лефевр.
Пока учёные располагают лишь гипотезами, объясняющими поведение звезды — одна другой необычнее.
Если изменение в яркости связано с вращением WR123, то по расчётам выходит, что поверхность звезды на экваторе движется со скоростью 2 тысячи километров в секунду.
Гравитация близкой звезды-напарницы также может быть ответственна за изменчивость поведения массивной звезды. Но в таком случае звезда-спутник должна двигаться так небывало близко от своей хозяйки, что, фактически, будет находиться в её газовой атмосфере.
Наконец, некие регулярные изменения в глубинах WR123 могут быть виновниками наблюдаемого эффекта, но это означает, что все теории о строении и работе звёзд Вольфа-Райе должны быть пересмотрены.
http://www.membrana.ru/lenta/?4647 19.05.2005

_________________
There is no emotion, there is peace, you should keep.
There is no ignorance, there is knowledge, you can use.
There is no Passion, There is serenity, serenity in your mind.
There is no Chaos, there is harmony, you live in.
There is no Death, there is the Force, you should follow.


Вс май 22, 2005 8:55
Профиль ICQ
Самый Флудер.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 06, 2004 12:25
Сообщения: 2948
Откуда: Столица Земного Содружества!
Сообщение 
Женский оргазм бесполезен с точки зрения эволюции
Женский оргазм бесполезен и нецелесообразен с точки зрения эволюции, пишет The New York Times. Биолог Элизабет Ллойд (Elisabeth Lloyd) из Индианского университета (Indiana University) объясняет, что в отличие от мужчины, зачать ребенка женщина способна даже в том случае, если она не испытала оргазм во время полового акта.
С ее точки зрения все теории, которые были предложены для объяснения роли оргазма женщины, несостоятельны с точки зрения эволюционного учения, и никакой эволюционной нагрузки женский оргазм не несет. По словам Ллойд, это не более, чем биологический артефакт. На зависть богам
Женщина, в отличие от мужчины, способна испытывать три разновидности оргазма, отличающихся по глубине и продолжительности
Она исследовала 20 наиболее распространенных теорий женского оргазма и пришла к выводу, что наиболее близка к истине теория, выдвинутая в 1979 году антропологом Доналдом Саймонсом (Donald Symons). По его мнению, нервные окончания в женских половых органах, раздражение которых приводит к оргазму - лишь побочный эффект развития половых систем, которое присходит во внутриутробном развитии. Мужская система развивается дальше и мужской оргазм эволюционно "привязан" к выполнению мужчиной его биологического предназначения. А женский оргазм остается своеобразным "бонусом", но с точки зрения эволюции он нецелесообразен.
С точкой зрения Ллойд согласны далеко не все. Так, профессор Джон Олкок (John Alcock) из университета штата Аризона (Arizona State University) сказал, что придерживается мнение что нерегулярное появление оргазма у женщин не является доказательством его эволюционной нецелесообразности. По мнению Олкока, оргазм дан женщине для того, чтобы выбрать наиболее подходящего для нее мужчину, отца ее будущих детей.
http://mednovosti.ru/news/2005/05/19/female/ 19.05.2005

_________________
There is no emotion, there is peace, you should keep.
There is no ignorance, there is knowledge, you can use.
There is no Passion, There is serenity, serenity in your mind.
There is no Chaos, there is harmony, you live in.
There is no Death, there is the Force, you should follow.


Вс май 22, 2005 8:55
Профиль ICQ
Самый Флудер.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 06, 2004 12:25
Сообщения: 2948
Откуда: Столица Земного Содружества!
Сообщение 
Межзвёздный зонд пронзил ещё одну границу Солнечной системы
Космический аппарат Voyager 1, самый удалённый от Земли рукотворный объект (примерно 14,2 миллиарда километров), прошёл участок, известный как termination shock (что можно примерно перевести как "завершающая ударная волна") и вошёл в область heliosheath — оболочки, которая является одной из последних внешних границ нашей планетарной системы.
Почему "одной из"? Мы уже подробно рассказывали, что эти несколько оболочек (а чуть далее от Солнца есть ещё так называемая гелиопауза и ещё одна граница — дуговая ударная волна) имеют большую толщину, а переходы между ними — плавные и трудно определяемые.
Все эти зоны вместе могут считаться единой внешней границей Солнечной системы, имеющей сложное строение и толщину в миллионы километров. Здесь "наш" газ и плазма, как и магнитное поле дневного светила, сталкиваются с межзвёздной средой.
Разница между этими слоями определяется по смене поведения частиц солнечного ветра, колебаниям магнитных полей и другим признакам, в трактовке которых у учёных до сих пор не было единого мнения.
Только теперь на конференции в Новом Орлеане представители NASA заявили, что Voyager 1 миновал termination shock.
Солнечный ветер вокруг аппарата резко затормозил, уплотнился и повысил свою температуру. Также обнаружено резкое увеличение окружающего зонд магнитного поля и активности ускорившихся электронов и ионов вокруг аппарата.
В этих статьях (читайте тут и тут) вы сможете найти информацию о зондах Voyager, этапах их полёта и научном оборудовании, которое ещё продолжает работать после 10 тысяч дней полёта, а также об особенностях строения внешних границ нашей планетной системы.
Можно сказать, что старой межпланетной станции Voyager 1 осталось не так уж много, чтобы по-настоящему выйти в межзвёздное пространство, потому NASA официально именует нынешний этап его полёта межзвёздной миссией. Станция-близнец Voyager 2 отстаёт ненамного.
http://www.membrana.ru/lenta/?4672 25.05.2005

_________________
There is no emotion, there is peace, you should keep.
There is no ignorance, there is knowledge, you can use.
There is no Passion, There is serenity, serenity in your mind.
There is no Chaos, there is harmony, you live in.
There is no Death, there is the Force, you should follow.


Пн май 30, 2005 12:19
Профиль ICQ
Самый Флудер.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 06, 2004 12:25
Сообщения: 2948
Откуда: Столица Земного Содружества!
Сообщение 
Cassini просветил кольца Сатурна насквозь
Космический аппарат Cassini помог астрономам лучше разобраться с внутренним строением колец планеты-гиганта.
Впервые сам межпланетный зонд выступил лишь в роли "фонарика", просветившего кольца с обратной стороны насквозь с помощью серии радиоимпульсов различной частоты.
А вот принимала эти волны огромная наземная сеть радиотелескопов Deep Space Network, принадлежащая NASA.
Если считать от планеты наружу, то главные кольца носят названия D, C, B, A, F, G и E. Каждое из них, в свою очередь, распадается на несколько участков, заметно отличающихся по строению.
Так, в кольце C и внешней части кольца A учёные нашли изобилие частиц диаметром меньше 5 сантиметров, а во внутренней части кольца А и в кольце В — их очень мало.
Ядро кольца B (шириной 5 тысяч километров) содержит несколько отдельных полос с материалом почти в четыре раза более плотным, чем материал в кольце A, и почти в 20 раз — чем в кольце C.
Сложная структура кольца B составляет острый контраст с относительно простой структурой кольца A или с волокнистой и волнистой структурой кольца C, где много плотных и узких "локонов".
Также было обнаружено много новых волн плотности колец, особенно в кольцах А и B.
Интересно, что полученные в новом опыте данные не вполне точно совпадают с картиной, составленной по результатам наблюдений в других частях электромагнитного спектра (смотрите, например, это и это сообщение).
Потому предельно точный состав колец и их происхождение всё ещё остаются тайной, которую пытается раскрыть миссия Cassini.
Кстати, красивые фотографии колец очень крупным планом можно увидеть здесь.
Нужно также добавить, что совсем недавно Cassini открыл новый спутник Сатурна, поднимающий многокилометровые волны в кольцах, а, кроме того — сложную органику на Титане, предшествующую появлению жизни, и атмосферу у Энцелада.
http://www.membrana.ru/lenta/?4671 25.05.2005

_________________
There is no emotion, there is peace, you should keep.
There is no ignorance, there is knowledge, you can use.
There is no Passion, There is serenity, serenity in your mind.
There is no Chaos, there is harmony, you live in.
There is no Death, there is the Force, you should follow.


Пн май 30, 2005 12:19
Профиль ICQ
Самый Флудер.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 06, 2004 12:25
Сообщения: 2948
Откуда: Столица Земного Содружества!
Сообщение 
Левитация стала безопасней
Разработанная британскими учеными технология не только делает «левитацию» даже сверхплотных веществ возможной, но и открывает перспективу промышленного ее использования при обогащении, например, золотоносных руд.
В основе нового метода – использование магнитных свойств веществ. По этому параметру их можно разделить на три класса – ферромагнетики, пара- и диамагнетики. Ферромагнетики обладают магнитными свойствами, пара- и диамагнетики – нет. При этом парамагнетики слабо притягиваются магнитным полем, диамагнетики – наоборот, слабо отталкиваются им.
Благодаря этому свойству диамагнетиков они могут «летать» в воздухе (точнее, в магнитном поле). Существуют лабораторные установки, в которых легкие вещества поднимаются в воздух и парят над магнитным контуром. Заставить левитировать более плотные вещества можно, наполнив камеру установки ферромагнитной или парамагнитной жидкостью, которая притягивается к магниту, в то время как диамагнитные материалы плавают на ее поверхности. Ученые предлагают использовать это явление для разделения полезных ископаемых и других пород. Тем не менее, применение такой техники в промышленном масштабе сопряжено с большим риском – основанием для ферромагнитных жидкостей являются высокотоксичные вещества. А жидкий водород – парамагнетик, используемое в ракетных двигателях обычно в качестве топлива, представляет собой легковоспламеняющееся, взрывоопасное вещество.
Как сообщает New Scientist, ученые из Ноттингемского университета в Великобритании предложили использовать смесь жидкого азота и кислорода при температуре минус 180 градусов Цельсия. После серии экспериментов они пришли к выводу о том, что оптимальный результат дает соотношение 80% азота и 20% кислорода - то есть фактически «жидкий воздух», поскольку в обычном воздухе эти элементы присутствуют в близкой пропорции. Такая смесь способна сделать плавучим материалом осмий, у которого наибольшая плотность. При этом, в отличие от токсичных ферромагнетиков, эта смесь испаряется без вреда окружающей среде, превращаясь фактически в обычный воздух. «Трудно придумать нечто более совершенное в экологическом плане, чем если воздух смешивается с воздухом», - заявляет автор изобретения Лоренс Ивз (Laurence Eaves).
Между тем, Руслан Прозоров, российский ученый, работающий в американском университете штата Северная Каролина, призывает не терять бдительность – возможность взрыва сохраняется в том случае, если жидкий водород и азот недостаточно хорошо перемешаны и где-то произойдет утечка, что достаточно часто может случаться в производственных условиях, полагает он. Кроме того, не исключается вероятность накопления жидкого кислорода в одной области емкости уже в конце технологического процесса. В этом случае вместо экологически чистого производства выйдет самая настоящая бомба.
Тем не менее, многие ученые считаю эту идею чрезвычайно плодотворной. В настоящий момент г-н Ивз и его коллеги используют для экспериментов суперпроводящий магнит шириной в 5 см. Они добились того, что поднимают в воздух золотую монету. В ближайшем будущем станет возможным пятикратно увеличить размер установки и усовершенствовать метод, используя для фильтрации, помимо левитации еще и вибрацию. Раздробленная на мелкие фракции руда, содержащая ценные минералы, будет подбрасываться в воздух над магнитом, после чего, в зависимости от их плотности и магнитных свойств, минералы будут раздельно опускаться на вибрирующую поверхность, которая осуществляет окончательную сортировку.
http://www.cnews.ru/newtop/index.shtml? ... /20/178337 20.05.2005

_________________
There is no emotion, there is peace, you should keep.
There is no ignorance, there is knowledge, you can use.
There is no Passion, There is serenity, serenity in your mind.
There is no Chaos, there is harmony, you live in.
There is no Death, there is the Force, you should follow.


Пн май 30, 2005 12:20
Профиль ICQ
Самый Флудер.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 06, 2004 12:25
Сообщения: 2948
Откуда: Столица Земного Содружества!
Сообщение 
Человечество гордится своими научно-техническими достижениями, при всей их относительности. Наиболее наглядным свидетельством этой относительности является изучение космоса. Галактики, возникшие чуть ли ни одновременно со всей Вселенной, Hubble увидел. А вот как туда добираться?

Вопрос, конечно, риторический. Сейчас даже до ближайшего к нам космического объекта — Луны — приходится лететь несколько дней.

Уместно будет вспомнить ещё два великих достижения — космические станции Pioneer 10 и Voyager.

Первая запущена более тридцати лет назад, улетела на расстояние 12 миллиардов километров от Земли и до сих пор посылает сигналы на родную планету, притом, что ещё двадцать лет назад станция пересекла орбиту Плутона и, таким образом, покинула пределы Солнечной системы. Voyager тоже в скором времени Солнечную систему покинет.

Вечная слава учёным и инженерам, создавшим эти станции!

Но, спрашивается, что такое 12 миллиардов километров по космическим меркам? Ничего! Десять лет для того, чтобы долететь от Земли до края Солнечной системы? Не слишком ли это много, учитывая амбициозные планы человечества на продолжительные космические путешествия?

При тех скоростях, которые могут обеспечить нынешние двигатели, ни о каких дальних путешествиях не может быть и речи.

Агентство NASA затребовало "очень значительного", по выражению руководителя этой организации, увеличения финансирования разработок ядерного двигателя.

Собственно говоря, идея такого двигателя в NASA созрела очень давно — да и не только в NASA.

Известно, например, что ещё в 1958 году Совет Министров СССР принял решение о строительстве ракет с ядерными двигателями, и по некоторым сведениям, 33 такие ракеты были с советских полигонов запущены.



Чтобы использовать такие космические корабли для транспортировки людей, ядерная энергия должна стать ещё более безопасной, нежели сейчас. А то — никаких гарантий.


Американцы запустили только одну — в 1965 году. Несмотря на потраченные на исследования миллиарды, все проекты подобного рода были свёрнуты — по техническим и политическим соображениям.

Ракеты на химическом топливе в ту пору были значительно надёжнее.

За прошедшие с тех пор почти 40 лет, наука шагнула далеко вперёд, и ядерная энергетика стала несколько безопаснее и надёжнее, хотя 100% гарантий безопасности всё равно никто никогда не давал.

Неудивительно, что NASA, отчаянно нуждающееся в финансировании своих проектов, вовсю напирает на безопасность своего ядерного проекта.

Он даже название носит соответствующее — S.A.F.E. — Safe Affordable Fission Engine. Слово Safe обозначает "безопасный", а вся фраза целиком — "безопасный и дешёвый двигатель на основе ядерного расщепления".

Объёмнейший, для пущей убедительности снабжённый огромным количеством иллюстраций, документ по S.A.F.E. можно найти здесь. Кстати, теперь этот проект переименован в Project Prometheus.

В общем и целом, ядерный двигатель нужен по двум причинам. Во-первых, количество ядерного топлива, умещающееся в банке из-под газировки, позволит вырабатывать в пятьдесят раз больше энергии, чем полный бак обычного химического топлива.



Схема работы двигателя на ядерном топливе.

Во-вторых, в NASA надеются сломать порог скорости перемещения в космическом пространстве, не менявшийся в течение последних 40 лет, — 29 тысяч км/ч.

Ядерный двигатель, по идее, позволит увеличить скорость втрое. Стало быть, полёт к Марсу займёт не шесть месяцев, а всего лишь два.

Один из возможных вариантов двигателей для отрыва от Земли — это устройства, в которых урановый ядерный реактор будет разогревать водород до 2500 oC, затем этот водород будет смешиваться с атмосферным воздухом и сгорать при температуре 4000 oC.




До Марса на ядерном двигателе можно будет добираться за два месяца.

Опять-таки, подобная система пригодна только для отрыва от Земли. Более того, по некоторым сведениям, включать её будут только на высоте 10 тысяч метров, а до этого ракету должен будет тянуть "обычный" ракетный двигатель на химическом топливе, чтобы в случае чего минимизировать ущерб, так сказать.

Похожим образом, но без участия кислорода, предлагается двигать космический аппарат и в открытом космосе: разогретый в ядерном реакторе водород выбрасывается наружу через сопла, создавая двигательный импульс.

Год назад под эти исследования NASA выбило из государственного бюджета $800 миллионов. Сколько требуется теперь, неизвестно, однако запрос уже одобрен президентом Бушем и направлен в Конгресс на рассмотрение.

Итак, скорость повысится в три раза. Следовательно, космический аппарат с ядерным двигателем сможет добираться до края Солнечной системы не за десять лет, а за три года.

А скорей всего, и за ещё меньший срок — ведь в NASA, например, разрабатываются экономные ионные двигатели, которые, при невысоких затратах топлива, способны обеспечить постоянное ускорение в течение весьма длительного времени. На таком двигателе работает космический аппарат Deep Space I, запущенный в 1998 году.

Не стоит забывать и о всевозможных проектах космических парусов, которые позволяют ловить солнечный ветер и использовать его энергию для ускорения движения аппарата.

Космические станции Viking, Galileo, Cassini и Voyager все оснащены радиоизотопными термоэлектрическими генераторами на борту, в которых в электричество преобразуется энергия, выделяющаяся при распаде радиоактивных изотопов.



Исследования ядерных двигателей в лабораториях NASA.

Это необходимо, поскольку на большом расстоянии от Солнца солнечные батареи работают либо плохо, либо и вовсе оказываются бесполезными.

У NASA обширные планы по отправке людей в дальние экспедиции. А для этого нужны большие скорости. Возможно, ядерные двигатели в этом помогут.

_________________
There is no emotion, there is peace, you should keep.
There is no ignorance, there is knowledge, you can use.
There is no Passion, There is serenity, serenity in your mind.
There is no Chaos, there is harmony, you live in.
There is no Death, there is the Force, you should follow.


Чт июн 02, 2005 20:18
Профиль ICQ
Самый Флудер.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 06, 2004 12:25
Сообщения: 2948
Откуда: Столица Земного Содружества!
Сообщение 
Судя по последним событиям, ядерный корабль Prometheus I, имеет хорошие шансы вылететь с чертежей в космос, в течение ближайших 10 лет (иллюстрация с сайта prometheus.jpl.nasa.gov).

Гигантские ионные двигатели просят ядерную подпитку

30 мая 2005
membrana


•  Обсуждение (45)
•  Отправить
•  Распечатать




Сильные электрические поля выстреливают ионизированный газ из сопла. Сквозь бледный голубой смерч ионов легко просвечивают звёзды. 60-метровый ядерный корабль очень лениво набирает скорость. Но вот проходят недели, и уже он поглощает по 8 миллионов километров в сутки.

Программа NASA "Прометей" (Prometheus) имеет давнюю и несколько запутанную историю, вовлекающую несколько компаний и организаций. Мы уже упоминали о некоторых её аспектах, но теперь пришла пора свести все данные воедино.

Ранее мы уже рассказывали, что NASA прорабатывает различные варианты ядерных установок для дальних межпланетных миссий, как с непосредственным разогревом рабочего тела в реакторе, так и с выработкой бортовой "миниАЭС" электричества для питания мощных электроракетных двигателей.

Вскоре стало ясно, что наиболее оптимальный вариант для беспилотных миссий в глубоком космосе — это как раз электрореактивные (а точнее их разновидность — ионные) двигатели с ядерным реактором в качестве источника энергии – именно эта простая идея и есть лейтмотив программы Prometheus.

Напомним, в таких двигателях ионы инертного газа ускоряются до огромной скорости сильным электрическим или (в других вариантах) магнитным полем.

Заметим, применение ионных двигателей в качестве основных тяговых (скромные задачи коррекции орбиты или ориентации спутников в расчёт не берём) – дело новое. Пока можно вспомнить всего один такой пример – зонд Deep Space 1 образца 1998 года.

Специалисты считают, что даже в пилотируемых миссиях такие двигатели найдут своё место. Но вернёмся к ядерным автоматам.



В системе Юпитера Prometheus I сможет обследовать все крупные спутники и даже менять свою орбиту в широких пределах (иллюстрация с сайта st.northropgrumman.com).
Ещё два года назад компания Lockheed Martin приступила к проектированию ядерного зонда Prometheus, не случайно совпадающего по названию с программой NASA.

Позднее было объявлено о планах по созданию ядерного корабля Jupiter Icy Moons Orbiter или JIMO.

По сути дела — это тот же самый Prometheus, не зря же в некоторых источниках JIMO именуют кораблём Prometheus I, стало быть — первым зондом в данной программе. И даже одна и та же картинка (с изображением корабля) на разных страницах NASA и его партнёров встречается как с подписью Jupiter Icy Moons Orbiter, так и с подписью Prometheus (что иногда путает читателей).

Только вот в конкурсе на создание JIMO позже победила компания Northrop Grumman.

А вскоре пришла информация о проблемах с финансированием проекта JIMO и переносе его сроков.



Сотрудники NASA Джордж Вильямс (George Williams, слева) и Джон Фостер (John Foster) испытывают раннюю версию Herakles. Конечный вариант двигателя будет иметь круглое сопло, а не прямоугольное (фото с сайта nasa.gov).


На днях же NASA вдруг выступило с оптимистичным рассказом о замечательном продвижении программы Prometheus. Может, новый шеф агентства сумел несколько перекроить его бюджет в пользу проекта?

Такой переменчивый выбор NASA, впрочем, означает лишь одно — в столь масштабную работу, в том или ином качестве, но будут вовлечены все основные "персонажи" аэрокосмической отрасли страны.

Так, известно, что за исследовательскими центрами ВМС США — создание сверхминиатюрного ядерного реактора и электрогенератора (благо там есть богатый опыт постройки ядерных субмарин).

А вот специалисты Лаборатории реактивного движения (JPL) и исследовательского центра Гленна (Glenn Research Center) с головой ушли в проектирование очень крупных ионных двигателей. Партнёры даже приступили к испытаниям рабочих прототипов.

Здесь соответствующий сайт от JPL.

А что, к слову, значит "крупный"? В мире созданы сотни ионных двигателей разной конструкции (немало из них уже работало и работает на борту космических аппаратов), но все такие движки либо помещаются на ладони, либо, на крайний случай – на двух.

Тяга же их измеряется считанными граммами, очень часто – долями грамма. Тяговый движок Deep Space 1, кстати, давал максимальную тягу аж в 9 граммов.

Ксеноновый суперионник NASA, получивший, кстати, имя собственное – "Геракл" (Herakles), развивает тягу около 60 граммов, а его размеры… Смотрите фотографии.




Голубой луч – это поток ионов ксенона, ускоренных до 25-30 километров в секунду (фото с сайта nasa.gov).

Учитывая необычайную экономичность этого двигателя (удельный импульс составляет 7 тысяч секунд против 300-400 секунд у химических двигателей), работать он сможет весь полёт к цели, потратив при этом сравнительно немного благородного газа, который будет выстреливаться из движка электрическим полем.

Всего на межпланетном зонде таких движков будет 8, стало быть, общая их тяга будет где-то "полкило". За месяцы полёта можно будет разогнаться очень существенно.

Американцы говорят о скорости перемещения зонда до 90 километров в секунду (а это в несколько раз выше нынешних межпланетных станций). Для визита к Сатурну, Юпитеру (первый корабль данного проекта полетит как раз туда) или даже Урану с Нептуном – самое то.

Размеры беспилотного корабля Prometheus I составят: 58,4 метра (длина) на 15,7 метров (ширина). Характерные "крылья" – это радиаторы системы охлаждения энергетической установки общей площадью 422 квадратных метра.

Только научное оборудование на борту, согласно проекту, будет весить 1,5 тонны. В сочетании со скоростной радиосвязью на 10 мегабит в секунду это обещает Prometheus I богатейшие возможности в исследовании внешней Солнечной системы. Кстати, мощность радиопередатчика составит целый киловатт.

Добавим также, что связка ионных движков будет забирать 30 киловатт, при этом вся мощность ядерной электростанции на борту составит 104 киловатта (при напряжении 440 вольт, переменный ток в бортовой сети).

Оптимистичная дата старта ядерного зонда – 2015 год. Номинальный срок миссии – 20 лет. Хотя опыт "вояджеров", "пионеров" и марсианских роверов показывает, что часто реальный срок жизни аппарата многократно превышает номинал.

_________________
There is no emotion, there is peace, you should keep.
There is no ignorance, there is knowledge, you can use.
There is no Passion, There is serenity, serenity in your mind.
There is no Chaos, there is harmony, you live in.
There is no Death, there is the Force, you should follow.


Чт июн 02, 2005 20:20
Профиль ICQ
Самый Флудер.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 06, 2004 12:25
Сообщения: 2948
Откуда: Столица Земного Содружества!
Сообщение 
Сильные электрические поля выстреливают ионизированный газ из сопла. Сквозь бледный голубой смерч ионов легко просвечивают звёзды. 60-метровый ядерный корабль очень лениво набирает скорость. Но вот проходят недели, и уже он поглощает по 8 миллионов километров в сутки.

Программа NASA "Прометей" (Prometheus) имеет давнюю и несколько запутанную историю, вовлекающую несколько компаний и организаций. Мы уже упоминали о некоторых её аспектах, но теперь пришла пора свести все данные воедино.

Ранее мы уже рассказывали, что NASA прорабатывает различные варианты ядерных установок для дальних межпланетных миссий, как с непосредственным разогревом рабочего тела в реакторе, так и с выработкой бортовой "миниАЭС" электричества для питания мощных электроракетных двигателей.

Вскоре стало ясно, что наиболее оптимальный вариант для беспилотных миссий в глубоком космосе — это как раз электрореактивные (а точнее их разновидность — ионные) двигатели с ядерным реактором в качестве источника энергии – именно эта простая идея и есть лейтмотив программы Prometheus.

Напомним, в таких двигателях ионы инертного газа ускоряются до огромной скорости сильным электрическим или (в других вариантах) магнитным полем.

Заметим, применение ионных двигателей в качестве основных тяговых (скромные задачи коррекции орбиты или ориентации спутников в расчёт не берём) – дело новое. Пока можно вспомнить всего один такой пример – зонд Deep Space 1 образца 1998 года.

Специалисты считают, что даже в пилотируемых миссиях такие двигатели найдут своё место. Но вернёмся к ядерным автоматам.



В системе Юпитера Prometheus I сможет обследовать все крупные спутники и даже менять свою орбиту в широких пределах (иллюстрация с сайта st.northropgrumman.com).
Ещё два года назад компания Lockheed Martin приступила к проектированию ядерного зонда Prometheus, не случайно совпадающего по названию с программой NASA.

Позднее было объявлено о планах по созданию ядерного корабля Jupiter Icy Moons Orbiter или JIMO.

По сути дела — это тот же самый Prometheus, не зря же в некоторых источниках JIMO именуют кораблём Prometheus I, стало быть — первым зондом в данной программе. И даже одна и та же картинка (с изображением корабля) на разных страницах NASA и его партнёров встречается как с подписью Jupiter Icy Moons Orbiter, так и с подписью Prometheus (что иногда путает читателей).

Только вот в конкурсе на создание JIMO позже победила компания Northrop Grumman.

А вскоре пришла информация о проблемах с финансированием проекта JIMO и переносе его сроков.



Сотрудники NASA Джордж Вильямс (George Williams, слева) и Джон Фостер (John Foster) испытывают раннюю версию Herakles. Конечный вариант двигателя будет иметь круглое сопло, а не прямоугольное (фото с сайта nasa.gov).


На днях же NASA вдруг выступило с оптимистичным рассказом о замечательном продвижении программы Prometheus. Может, новый шеф агентства сумел несколько перекроить его бюджет в пользу проекта?

Такой переменчивый выбор NASA, впрочем, означает лишь одно — в столь масштабную работу, в том или ином качестве, но будут вовлечены все основные "персонажи" аэрокосмической отрасли страны.

Так, известно, что за исследовательскими центрами ВМС США — создание сверхминиатюрного ядерного реактора и электрогенератора (благо там есть богатый опыт постройки ядерных субмарин).

А вот специалисты Лаборатории реактивного движения (JPL) и исследовательского центра Гленна (Glenn Research Center) с головой ушли в проектирование очень крупных ионных двигателей. Партнёры даже приступили к испытаниям рабочих прототипов.

Здесь соответствующий сайт от JPL.

А что, к слову, значит "крупный"? В мире созданы сотни ионных двигателей разной конструкции (немало из них уже работало и работает на борту космических аппаратов), но все такие движки либо помещаются на ладони, либо, на крайний случай – на двух.

Тяга же их измеряется считанными граммами, очень часто – долями грамма. Тяговый движок Deep Space 1, кстати, давал максимальную тягу аж в 9 граммов.

Ксеноновый суперионник NASA, получивший, кстати, имя собственное – "Геракл" (Herakles), развивает тягу около 60 граммов, а его размеры… Смотрите фотографии.




Голубой луч – это поток ионов ксенона, ускоренных до 25-30 километров в секунду (фото с сайта nasa.gov).

Учитывая необычайную экономичность этого двигателя (удельный импульс составляет 7 тысяч секунд против 300-400 секунд у химических двигателей), работать он сможет весь полёт к цели, потратив при этом сравнительно немного благородного газа, который будет выстреливаться из движка электрическим полем.

Всего на межпланетном зонде таких движков будет 8, стало быть, общая их тяга будет где-то "полкило". За месяцы полёта можно будет разогнаться очень существенно.

Американцы говорят о скорости перемещения зонда до 90 километров в секунду (а это в несколько раз выше нынешних межпланетных станций). Для визита к Сатурну, Юпитеру (первый корабль данного проекта полетит как раз туда) или даже Урану с Нептуном – самое то.

Размеры беспилотного корабля Prometheus I составят: 58,4 метра (длина) на 15,7 метров (ширина). Характерные "крылья" – это радиаторы системы охлаждения энергетической установки общей площадью 422 квадратных метра.

Только научное оборудование на борту, согласно проекту, будет весить 1,5 тонны. В сочетании со скоростной радиосвязью на 10 мегабит в секунду это обещает Prometheus I богатейшие возможности в исследовании внешней Солнечной системы. Кстати, мощность радиопередатчика составит целый киловатт.

Добавим также, что связка ионных движков будет забирать 30 киловатт, при этом вся мощность ядерной электростанции на борту составит 104 киловатта (при напряжении 440 вольт, переменный ток в бортовой сети).

Оптимистичная дата старта ядерного зонда – 2015 год. Номинальный срок миссии – 20 лет. Хотя опыт "вояджеров", "пионеров" и марсианских роверов показывает, что часто реальный срок жизни аппарата многократно превышает номинал.

_________________
There is no emotion, there is peace, you should keep.
There is no ignorance, there is knowledge, you can use.
There is no Passion, There is serenity, serenity in your mind.
There is no Chaos, there is harmony, you live in.
There is no Death, there is the Force, you should follow.


Чт июн 02, 2005 21:14
Профиль ICQ
Самый Флудер.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 06, 2004 12:25
Сообщения: 2948
Откуда: Столица Земного Содружества!
Сообщение 
ЖИЗНЬ НА ЭКЗОПЛАНЕТАХ ДАЕТ ИЗЛУЧЕНИЕ В ИНФРАКРАСНОМ ДИАПАЗОНЕ?
Роджер Нэк, астроном из Университета штата Пенсильвании выдвинул предположение, что будущим космическим миссиям, связанным с поиском обитаемых экзопланет, следует сосредоточить свое внимание не столько на химическом составе атмосфер, сколько на повышенном объеме излучения в околоинфракрасном диапазоне.
Дело в том, что на Земле растения и многие микроорганизмы, осуществляющие фотосинтез, отражают излучение в этом диапазоне (по-видимому, потому что его поглощение неизбежно привело бы к перегреву). По словам Нэка, если бы человеческий глаз был восприимчив к инфракрасному излучению, то растения "сияли" бы как металлические.
Нэк вычислил спектральную составляющую от такого эффекта для планет, на поверхности которых в изобилии представлены водоросли, колонии бактерий и лишайники. Астроном не без основания полагает, что в древности Земля была, в основном, заселена именно такими формами жизни (самые древние окаменелые останки микроорганизмов датированы 3.5 млрд. лет, в то время как многоклеточные организмы появились на Земле всего 580 млн. лет назад, а растения - лишь 450 млн. лет назад).
Таким образом, 80-85% времени существования биологической жизни на нашей планете пришлось на безраздельное царствование микрофлоры. Если на других планетах развитие жизни происходило и/или происходит аналогичным образом, то "багровые тона" могут стать серьезным подтверждением существования жизни.
Другое дело, что обнаружить их будет весьма непросто даже сверхмощным телескопам. Нэк делает ставку на Terrestrial Planet Finder: этот орбитальный телескоп сможет обнаружить "красную составляющую" на расстоянии до 30 световых лет. Около 200 звезд, располагающихся в этих пределах, могут иметь на своих орбитах планеты, пригодные для зарождения жизни.
Пока же основными приоритетами для будущих исследований являются поиски признаков существования кислорода, метана и воды. Однако и метан, и кислород могут иметь небиологическое происхождение. Например, атмосфера спутника Юпитера Европы содержит кислород, появившийся там в результате хемосинтеза или, по некоторым гипотезам, вследствие синтеза перикиси водорода и молекулярного кислорода из молекул воды за счет взаимодействия последних с магнитными полями спутников и Юпитера.
Поэтому тот же Terrestrial Planet Finder будет искать и "красную составляющую", и "почерк" молекул кислорода и воды. Проблема в том, что запуск TPF, изначально намеченный на 2014 год, откладывается на неопределенный срок в связи с решением нового главы NASA во что бы то ни стало отремонтировать телескоп Hubble. На TPF, возможно, просто не останется средств.
http://www.inauka.ru/news/article54497.html 03.06.2005

_________________
There is no emotion, there is peace, you should keep.
There is no ignorance, there is knowledge, you can use.
There is no Passion, There is serenity, serenity in your mind.
There is no Chaos, there is harmony, you live in.
There is no Death, there is the Force, you should follow.


Вт июн 07, 2005 8:40
Профиль ICQ
Самый Флудер.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 06, 2004 12:25
Сообщения: 2948
Откуда: Столица Земного Содружества!
Сообщение 
Новый посадочный аппарат поскребёт Марс на полюсе
NASA дало зелёный свет следующей миссии с посадкой зонда на Марс — Phoenix. Аппарат должен стартовать летом 2007 года, а в красных пустынях высадиться в мае 2008-го.
Phoenix окажется в северной полярной области Марса, чтобы исследовать её климат и геологию, а также искать признаки жизни, прошлой или настоящей.
Зонд будет оснащён автоматизированной рукой для сбора проб и бортовой лабораторией. Номинальный срок работы посадочного аппарата на поверхности Красной планеты – три месяца.
Сам посадочный модуль первоначально был построен в рамках проекта Mars Surveyor, но не был запущен, как планировалось. А часть его нынешнего научного оборудования — это запасы, оставшиеся от бесславно закончившейся миссии Mars Polar Lander. Так что затраты на проект Phoenix у агентства будут минимальными. Хотя машина подвергается сейчас модернизации.
http://www.membrana.ru/lenta/?4712 03.06.2005

_________________
There is no emotion, there is peace, you should keep.
There is no ignorance, there is knowledge, you can use.
There is no Passion, There is serenity, serenity in your mind.
There is no Chaos, there is harmony, you live in.
There is no Death, there is the Force, you should follow.


Вт июн 07, 2005 8:41
Профиль ICQ
Самый Флудер.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 06, 2004 12:25
Сообщения: 2948
Откуда: Столица Земного Содружества!
Сообщение 
Обнаружены новые следы метеоритов и инопланетян
Мария МОЛЧАНОВА
Внимание ученых и исследователей всего мира приковано к крошечной ферме в поселке Капела-ди-Сан-Педру в южном штате Риу-Гранди-ду-Сул в Бразилии. А поводом для такого ажиотажа стало то, что фермер Ари Серро недавно на своем участке обнаружил яму, которая отдаленно напоминает узкий колодец шириной в 25 см и глубиной в 7 метров. Казалось бы, что тут необычного. Но профессор географии Аделмар Елзинг считает, что этот колодец является следом от недавнего падения метеорита. Ранее местные жители предполагали, что яма возникла вследствие удара молнии. Однако ученый исключил эту версию. Окончательно определить, из-за чего на ферме появился необычный колодец, можно будет после детальных лабораторных исследований. Прибывшие специалисты из университета Пассу-Фунду провели исследование почвы и взяли пробы на анализ.
Отметим, что из-за большой территориальной протяженности в Бразилии нередко происходят падения космических тел, но большинство из них сгорает в атмосфере, не достигая Земли.
Не исключено, что сегодня атаке из космоса подверглась и Япония. Загадочные металлические предметы обнаружены вдоль автомобильных дорог по всей территории страны - от самого северного острова Хоккайдо до самой южной Окинавы. Как сообщила сегодня японская полиция, в 42 из 47 префектур государства в 1700 местах в металлическое ограждение у автострад впечатаны неровные острые куски стали размером от 2 до 30 сантиметров.
Первая версия о чьей-то шутке быстро отпала. В тупик встали и полиция, и прокуратура - они не могут понять, по какой статье начинать следствие. Появились также версии, связанные с вмешательством инопланетян и мистических сил. Пока что Министерство государственных земель и транспорта Японии приказало составить подробный доклад с полным перечнем и описанием загадочных кусков металла.
Между тем в декабре прошлого года свидетелями падения метеорита стали австралийцы. Жители городка Тари на восточном побережье страны услышали мощнейший взрыв. А те немногие, которые уже не спали и вышли на улицы, говорили, что за несколько минут до этого в небе произошла яркая вспышка. Она длилась около четырех секунд - по словам очевидцев, было светло, как днем. А от ударной волны, распространившейся после взрыва, задрожали стены домов.
Перепуганные люди стали звонить в полицию и спрашивать, что случилось, - многие решили, что на местной автозаправочной станции взорвался бензин. Стражи порядка и сами слышали шум, но ничего не могли сообщить о его природе. Позже тайну раскрыли сейсмологи - их микрофоны, предназначенные для регистрации ядерных испытаний, зафиксировали колебания земной поверхности. "Мы видели, что ударная волна длилась примерно пять минут", - заявил специалист Австралийского общества геофизических наук Дэвид Браун. Ученые сразу решили, что всему виной метеорит. Из показаний датчиков ясно, что объект двигался с запада на восток и развалился на куски, так и не коснувшись поверхности. Все обломки небесного тела, к сожалению, упали на дно моря.
http://www.utro.ru/articles/2005/06/03/444987.shtml 03.06.2005

_________________
There is no emotion, there is peace, you should keep.
There is no ignorance, there is knowledge, you can use.
There is no Passion, There is serenity, serenity in your mind.
There is no Chaos, there is harmony, you live in.
There is no Death, there is the Force, you should follow.


Вт июн 07, 2005 8:41
Профиль ICQ
Самый Флудер.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 06, 2004 12:25
Сообщения: 2948
Откуда: Столица Земного Содружества!
Сообщение 
На всех дорогах Японии появились тысячи загадочных "ножей"
Тысячи загадочных металлических объектов обнаружены с конца мая у автомобильных дорог по всей территории Японии - от северного острова Хоккайдо до южной Окинавы.

В пятницу, 3 июня, местные власти сообщили, что во всех 47 префектурах страны в металлическое ограждение у автострад плотно вставлены торчащие вперед острые треугольные куски стали. Их размер - от 2 до 50 см.
Это показала экстренная проверка дорог, которая началась 28 мая после того, как на один из подобных "ножей" наехал школьник-велосипедист, получивший тяжелые раны. К настоящему времени таким образом пострадали уже пять человек.

От подобных "ножей" в Японии пострадали уже 5 человек (NEWSru.com/РТР)
Полиция и прокуратура поставлены в тупик: они не могут понять, по какой статье следует возбуждать следствие. Непонятны также мотивы неизвестных злоумышленников.
Первая версия о чьей-то глупой шалости быстро отпала, поскольку шутить в таких масштабах, как считает полиция, не в состоянии даже группа злоумышленников. Высказывается версия о какой-то общенациональной структуре, координирующей действия через Интернет. Она должна иметь серьезное снаряжение, поскольку вставить "ножи" можно только путем частичного демонтажа ограждения дорог. Появились версии, связанные с вмешательством инопланетян и мистических сил.
Как заявил 3 июня на пресс-конференции в Токио министр государственных земель и транспорта Кадзуо Китагава, ситуация вокруг загадочных кусков металла "остается совершенно неясной". Он сообщил, что служащим его ведомства приказано вместе с полицией усилить патрулирование автомобильных дорог.
http://www.korrespondent.net/main/123038/ 03.06.2005

_________________
There is no emotion, there is peace, you should keep.
There is no ignorance, there is knowledge, you can use.
There is no Passion, There is serenity, serenity in your mind.
There is no Chaos, there is harmony, you live in.
There is no Death, there is the Force, you should follow.


Вт июн 07, 2005 8:41
Профиль ICQ
Самый Флудер.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 06, 2004 12:25
Сообщения: 2948
Откуда: Столица Земного Содружества!
Сообщение 
КОРАБЛЬ JUNO ПОПЫТАЕТСЯ НАЙТИ ЛЕДЯНОЕ ЯДРО У ЮПИТЕРА
Американское космическое агентство NASA приступило к подготовке миссии на Юпитер. Миссия носит название Juno и будет второй в рамках программе NASA под названием "Новые рубежи". В ходе полета впервые будет проведено глубокое изучение планеты-гиганта, передает Spaceref.com.
В частности, космический корабль выйдет на полярную орбиту Юпитера для того, чтобы выяснить, существует ли у планеты ядро изо льда. В задачу миссии входит также определение количества воды и аммиака в атмосфере, изучение конвекции и ветра в атмосфере; исследование происхождения магнитного поля Юпитера и изучение полярной магнитосферы планеты.
После фазы предварительной подготовки миссия должна будет получить одобрение, а затем начнется фаза разработки. Управление проектом обеспечит Реактивная лаборатория NASA, находящаяся в городе Пасадена, штат Калифорния. Космический корабль построит компания Lockheed Martin Space Systems, располагающаяся в Денвере.
В июле прошлого года NASA выбрало для изучения две концепции миссии из семи предложенных в ответ на объявленный в феврале того же года конкурс. Выбранная научная миссия должна быть готова к запуску не позднее 30 июня 2010 года, ее стоимость не должна превышать $700 млн.
В рамках программы "Новые рубежи" планируется провести ряд миссий среднего класса, имеющих высокий приоритет. Первая миссия NASA "Новые рубежи" направится к системе Плутон-Харон в 2014 году, а также к другим объектам в поясе астероидов Койпера.
"Нас радует перспектива новых научных открытий в результате миссии Juno в рамках постоянных исследований отдаленных районов нашей Солнечной системы, которые мы будем проводить в следующем десятилетии", - заявил официальный представитель NASA Гассем Асрар.
http://www.inauka.ru/news/article54479.html 02.06.2005

_________________
There is no emotion, there is peace, you should keep.
There is no ignorance, there is knowledge, you can use.
There is no Passion, There is serenity, serenity in your mind.
There is no Chaos, there is harmony, you live in.
There is no Death, there is the Force, you should follow.


Вт июн 07, 2005 8:42
Профиль ICQ
Самый Флудер.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 06, 2004 12:25
Сообщения: 2948
Откуда: Столица Земного Содружества!
Сообщение 
http://novosti-kosmonavtiki.ru/content/ ... 485tet.jpg
  Два дня весь мир с интересом следил за полетом американского межпланетного зонда Deep Impact и "бомюардировкой" кометы 9P/Tempel-1. Но в это же время и другие земные аппараты изучают Солнечную систему. Вот снимок, который вчера был распространен Лабораторией реактивного движения. На фотографии, сделанной камерами зонда Cassini, представлен один из спутников Сатурна - Тетис.

_________________
There is no emotion, there is peace, you should keep.
There is no ignorance, there is knowledge, you can use.
There is no Passion, There is serenity, serenity in your mind.
There is no Chaos, there is harmony, you live in.
There is no Death, there is the Force, you should follow.


Ср июл 06, 2005 13:01
Профиль ICQ
Самый Флудер.
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 06, 2004 12:25
Сообщения: 2948
Откуда: Столица Земного Содружества!
Сообщение 
Согласно новой американской космической программе, три оставшихся космических челнока Discovery, Atlantis и Endeavour будут отправлены в отставку в 2010 году (названа даже конкретная дата - 30 сентября 2010 года), а им на смену должен придти космический корабль, который будет дешевле и надежнее "шаттлов", и на котором американцы смогут отправиться на Луну (в 2015-2020 году), а потом и на Марс, пишет "Россия-он-лайн" по материалам SpaceRef.com.
     В середине июля группа специалистов NASA, которая сейчас рассматривает предложенные проекты новых космических аппаратов, должна представить свой окончательный доклад. Но уже есть кое-какая предварительная информация. NASA решило построить два космических аппарата разного назначения и оба они (а также системы их запуска) будут построены на базе того "железа", которое используется сейчас для запуска "шаттлов". Первый аппарат будет чисто грузовым, а второй - пилотируемый.
     Официальных документов с описанием конструкции "новых шаттлов", пока не публиковалось, но по сообщению SpaceRef со ссылкой на источники из NASA, грузовой корабль и его ракета-носитель будут монтироваться не так как "шаттл" сбоку от топливного бака, а вдоль - одна ступень над другой.
     Первая ступень будет представлять собой модифицированный внешний топливный бак от "шаттла", в нижней части которого будут располагаться ракетные двигатели. Причем в первой конфигурации будут использоваться 6 нынешних двигателей для "шаттлов", а в более тяжелой версии системы запуска грузового корабля будут использоваться три двигателя RS-68 (эти двигатели производства компании Boeing сейчас используются в ракетах Delta 4).
     Во второй ступени ракеты-носителя будет установлен двигатель, работающий на жидком топливе, способный включаться и выключаться несколько раз. Полезная нагрузка, то есть сам космический корабль, будет располагаться поверх второй ступени внутри большого обтекателя.
     Что касается пилотируемого корабля, то его будет выводить в космос 5-сегментная ракета-носитель, работающая на твердом топливе. Поверх этой ракеты будет устанавливаться жидкотопливный разгонный блок, а сверху него - космический корабль.
     Правда, пока остается неясным вопрос со сроками. "Шаттлы" прекратят летать 30 сентября 2010 года, а согласно существующим планам новый корабль отправится в космос не раньше 2014 г. Получается пропуск в 4 года. Правда, новый глава NASA Майкл Гриффин говорил о том, что намерен максимально сократить и даже ликвидировать этот зазор, но в этом случае придется резко ускориться с разработкой новых кораблей, а это потребует дополнительных финансовых средств. Конгресс США вряд ли увеличит финансирование NASA, поэтому NASA придется перекраивать свои программы в рамках существующего бюджета. В принципе Майкл Гриффин уже заявлял о том, что он считает разработку новых космических кораблей более важным делом, чем все научные программы NASA.

_________________
There is no emotion, there is peace, you should keep.
There is no ignorance, there is knowledge, you can use.
There is no Passion, There is serenity, serenity in your mind.
There is no Chaos, there is harmony, you live in.
There is no Death, there is the Force, you should follow.


Ср июл 06, 2005 13:03
Профиль ICQ
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 409 ]  На страницу Пред.  1 ... 23, 24, 25, 26, 27, 28  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron